Главная Статьи экспертов Роман Колесов Обзор значимых экономических событий недели | 07.02.2017

Обзор значимых экономических событий недели | 07.02.2017

1. Банк России по итогам первого заседания в 2017 году принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10%. Рассмотрим заявление ЦБ РФ и попытаемся оценить перспективы инфляции, риски в денежно-кредитной сфере и возможные решения на следующем заседании, которое состоится 24 марта 2017 года.

В последний раз Банк России снизил ставку в сентябре прошлого года на 0,5% до сегодняшних 10,00%. Для закрепления тенденции к снижению инфляции было решено сохранить достигнутый уровень ключевой ставки до конца 2016 года с возможностью ее снижения в I – II кварталах 2017 года.

То, что ставка не будет снижена на январском заседании ожидали многие специалисты. За 2017 год Банк России, скорее всего, понизит ключевую ставку суммарно на 1 – 2 п.п., при условии реализации ожидания выхода экономики на темпы роста 1 – 1,5% в год. Рубль, несмотря на укрепление в январе, будет постепенно ослабевать, стремясь в течение года к комфортному для монетарных властей уровню в 65 руб./$.

Считаю, что в текущем году будет три понижения ключевой ставки: в марте – на 0,25 – 0,5 п.п. (при условии, что инфляция по итогам января – февраля 2017 года в годовом исчислении не превысит показателя 2016 года в 5,4%); осенью – на 0,5 п.п. (при условии хорошего урожая и уровня инфляции по итогам первого полугодия 2017 года не более 5% в годовом исчислении); в декабре 2017 года еще на 0,5 – 1 п.п. (при потенциально ожидаемой годовой инфляции в 2017 году не выше 5% годовых и отсутствии обещаний существенного на уровень «инфляция плюс» повышения пенсий, социальных пособий и заработных плат работникам бюджетной сферы в 2018 году).

В качестве рисков в денежно-кредитной сфере следует рассматривать:

падение стоимости нефти, вследствие реакции рынка на нарушение договоренностей между странами ОПЕК и другими экспортерами нефти;

наличие традиционно высоких для России инфляционных ожиданий, проявляющихся в стремление бизнеса опережающими темпами повысить цены в условиях ожидаемого повышения выплат за счет средств бюджетов различного уровня, а также в ажиотажном спросе со стороны отдельных групп населения на отдельные товары в ожидании предстоящего роста цен;

плохой урожай;

внешнеполитические проблемы (неоправданные ожидания по поводу улучшения отношений с новой администрацией США);

реакция валютного рынка на покупки Минфином России иностранной валюты на внутреннем рынке.

Идеальным сценарием для 2017 года представляется достижение уровня инфляции не выше 4,5%, ключевая ставка к концу 2017 года 7,5 – 8,0%, средняя ставка по депозитам, обеспечивающая высокий интерес населения к сберегательной модели поведения, на уровне 5 – 6% годовых.

2. Комитет по открытым рынкам ФРС США также принимал решение по ключевой ставке. Итог: ставка 0,5 – 0,75 процентных пункта, установленная в конце 2016 года, оставлена без изменений. Что ждать в 2017 году?

Совет директоров ФРС опубликовал отчет, согласно которому в 2017 году прогнозируется повышение процентных ставок не более чем на 0,75 п.п. Однако, как реально будет развиваться ситуация после вступления в должность Президента США Д. Трампа пока ясности нет. С одной стороны новый Президент США как бизнесмен, скорее всего, имеет четко сформированную позицию, что для поступательного развития экономики и создания конкурентных преимуществ американским производителям нужны низкие процентные ставки, а возможно его убедят, что конкурентоспособность американской экономики будет расти, если, в результате повышения ставки ФРС, интерес к американским активам резко возрастет, что приведет к оттоку средств с развивающихся рынков (в т.ч. из Китая, противостояние с которым уже неоднократно озвучивалось, как приоритет американской государственной экономической политики) и притоку их в экономику США.

Этот сценарий представляется более результативным и, в силу этого, более вероятным. Кроме того, он будет способствовать выводу инфляции в США на заявленный в качестве ориентира уровень в 2%, увеличению числа рабочих мест, повышению рентабельности американских компаний, увеличению доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса.

Считаю, что ставка ФРС в 2017 году будет повышена 2 раза: в июне на 0,25 п.п. и в конце года еще на 0,25 п.п. Таким образом, к концу 2017 года она составит 1,00 – 1,25%.

3. Вице-президент ЕЦБ призвал руководство государств еврозоны помочь банкам своих стран с выкупом плохих кредитов, а также заявил о необходимости разработки некоего плана действий в данном направлении. По оценкам экспертов необходимая сумма может составить около 1 трлн. евро. Что ожидает экономику Европы в долгосрочной перспективе при реализации этого плана. И что это – новый виток на пути к оздоровлению мировой экономики?

ЕЦБ по итогам январского заседания оставил процентную ставку по кредитам на нулевом уровне, ставку по депозитам на уровне минус 0,4% годовых, ставку по маржинальным кредитам на уровне 0,25% годовых.

Сейчас в ЕЦБ обеспокоены вероятной сменой политического руководства во Франции и Германии по итогам выборов 2017 года. К власти могут прийти так называемые евроскептики, что окажет негативное влияние на банковскую систему ЕС. Уже сейчас политическая неопределенность побуждает инвесторов отказываться от рисковых активов. Пока ЕЦБ еще прогнозирует в целом неплохие результаты для европейской экономики на 2017 год: рост ВВП на 1,6%, темпы инфляции около 1,25%.

Однако уже сейчас очевидна существенная доля на балансе европейских банков высокорисковых и неработающих активов. Особенно большие проблемы у банков в Италии: на балансах банков 360 млрд евро проблемных кредитов, в т.ч. 200 млрд евро безнадежных ссуд. Подобная ситуация и в Германии, где акции банков упали за 2016 год на рекордные на 40%.

На балансе самого ЕЦБ в результате реализации программы количественного смягчения уже накоплены около 10% корпоративных долгов еврозоны. Темп прироста (по сути, своего рода национализации со всеми антирыночными последствиями для экономики) уже превысил 1% в месяц. При этом ЕЦБ уже сегодня является основным инвестором еврозоны. Его баланс уже достиг 3,72 трлн евро, а это 36% от ВВП государств, входящих в зону евро.

Скорее ЕЦБ пересмотрит свою политику в июне 2017 года, хотя на полное сворачивание программы экономического стимулирования его руководство вряд ли пойдет, хотя в Германии все чаще звучат призывы к завершению программы скупки облигаций, поскольку инфляция в стране ускорилась, опережая даже рост цен в находящейся в кризисной ситуации Италии.

Сейчас руководство ЕЦБ призывает руководство государств еврозоны оказать помощь банкам, на балансах которых скопились фактически безнадежные к погашению долги предприятий. По сути, речь идет о попытке успеть до выборов в странах, являющихся крупнейшими экономиками Европы разработать и согласовать план, в соответствии с которым власти примут на себя обязательство оказать помощь банкам за счет бюджетных средств. Это потребует пересмотра бюджетной политики, в целях перераспределения средств в пользу оказания помощи банковскому сектору. Таким образом предполагается переложить на 3 – 4 года экономические проблемы на правительства. По истечении этого срока, скорее всего, следует ожидать повышения налогов, а затем (еще через 3 – 4 года) курс будет взят на новую накачку экономики денежными средствами через банковскую систему. Складывается впечатление, что сегодня чиновникам ЕЦБ возможность такого рода перекладывания проблем по цепочке: предприятия – банки – правительства – предприятия – банки … представляется возможной бесконечно долго. И главное при этом обеспечиваются приемлемо-устойчивые темпы экономического роста на 1,5 – 1,8%.

Вряд ли это можно назвать «новым европейским чудом», но, как минимум, в течение двух европейских электоральных циклов подобная экономическая политика вполне может себя оправдать. А в современном динамично изменяющемся мире – это уже практически фантастическая стабильность.

Кандидат экономических наук

Колесов Роман